Понедельник
29.04.2024
05:19
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 "Детский сад комбинированного вида № 26"

г.Донской Тульская область
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Май » 12 » Советы логопеда. Согласование имен существительных и прилагательных
09:22
Советы логопеда. Согласование имен существительных и прилагательных

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления. При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными. При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса воспитанников. Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому детей учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

какОЙ? деревяннЫЙ      какАЯ? деревяннАЯ       какОЕ? деревяннОЕ           какОМУ? деревяннОМУ       какОЙ? деревяннОЙ

какОМУ? деревяннОМУ

Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

Остановимся подробнее на первом этапе. У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию.

Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

“Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

“Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

Подобрать как можно больше признаков к слову зима: снежная, суровая, холодная…

Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

*Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

“Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

*На классификацию

Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

Из предложенных слов выписать прилагательные;

* Дидактические игры: “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

“Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

“ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

“Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

 

«Cогласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода. »

Картинки соответствующих цветов:

Cогласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

«Cогласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.»

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

«Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. »
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

Окончания.

Окончания прилагательных .

«Окончания прилагательных .»

Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

Согласование прилагательного с существительным .

Согласование имен существительных и прилагательных

      

Просмотров: 388 | Добавил: Юлия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  •  

    Вперед К Победе
    Поддержим
    Герои спецоперации
















    открытый регион