Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Среди наших воспитанников были выявлены дети с недостаточной речевой активностью, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является«координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Кинезиологическая методика работы с детьми в детском саду представляет собой ряд упражнений и заданий, объединенных в комплексы. Для проведения их в условиях детского сада специального помещения, оборудования не требуется.
Активный и эмоциональный отзыв у детей вызвают кинезиологические упражнения в рисовании двумя руками. Упражнения выполняются индивидуально или коллективно. Рисование начинается с простых элементов, постепенно усложняясь: рисование прямых горизонтальных линий, рисование круговыми движениям, рисование волнистых лини, рисование деревьев и других объектов. Движения рук могут быть: однонаправленные(нитки для шариков); симметричные (лучи солнца, северное сияние); разнонаправленные(волны в море, шторм).
При системном применении данных упражнений, дети становятся спокойнее и увереннее; самостоятельней; развивается логическое мышление; улучшаются коммуникативные навыки.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения. |