Понедельник
29.04.2024
05:24
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 "Детский сад комбинированного вида № 26"

г.Донской Тульская область
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Апрель » 16 » Консультация для родителй "Что почитать дошкольникам"
14:27
Консультация для родителй "Что почитать дошкольникам"

Консультация для родителей    «Что почитать дошкольникам?»                                                                  Воспитатель: Малахова Е.В.

Чтение взрослыми детям это не только теплое семейное времяпровождение, но еще и важный воспитательный процесс. Ведь именно книги из поколения в поколения учат нас отличать добро от зла, распознавать хитрость и лесть, рассказывают о доблести и чести. На сегодняшний день книжные магазины пестрят разнообразием детской литературы с яркими обложками. Но все ли они несут в себе пользу для детей и как родителям разобраться, в том какую литературу читать своим детям? Все книги не перечитаешь и тем более не приобретешь, но есть некий «Золотой фонд литературы» который будет способствовать всестороннему развитию ребенка.

Выбираем книги для чтения дошкольнику:

- Любой ребенок с большим интересом будет слушать истории, которые

случились с его ровесниками.

- Книга, выбранная взрослым для чтения ребенку, должна нравиться

самому взрослому. Если книга вам не нравится это будет чувствоваться

в прочтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому

постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку.

Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих

родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

- При выборе книги учитывайте интересы ребенка. Не заставляйте

насильно слушать не интересную для ребенка книгу. Например, если

ваш ребенок не хочет слушать книгу Н.Носова «Приключения

Незнайки и его друзей» не настаивайте, даже если соседский Вася с

удовольствием ее слушает. Помните каждый ребенок индивидуален и

вы обязательно вернетесь к этому произведению, но позже.

- Выбирайте время для чтения. Не читайте насильно. Помните, здесь

важна системность. Лучше читать маленькие сказки и рассказы по 10-

15 минут ежедневно, чем длинные произведения, но по выходным.

- Для дошкольника важно перечитывание, ребенок может просить

перечитывать одно и то же произведение и 5 и 10 раз. Повторение

создает у дошкольника состояние комфорта, он знает, что будет дальше

и уже заранее радуется поворотам сюжета, обращает внимание на

отдельные слова и фразы.

- В литературе нет четкого разграничения произведений по возрастам.

Если опыт ребенка не включал книги для малышей, то с ними можно

знакомиться в более старшем возрасте. У кого дома больше одного

ребенка, те наверно отмечали, что старшие дети с удовольствием

слушают произведения для малышей.

- После прочтения сказки или рассказа обязательно побеседуйте с

малышом. Выясните, что он понял из прочитанного и верно ли понял.

Может какие-то моменты, требуют пояснения. Особенно это относится

к произведениям нравственного характера, где говорится о смелости,

подлости, доброте, щедрости, милосердии.

- Мотивируйте ребенка на пересказ. Во время очередного

чтения, предложите ребенку сначала пересказать знакомую сказку (при

затруднениях можно опираться на иллюстрации), а затем вы

прочитаете ему новое произведение. Если ребенок согласится, то это

может стать традицией. 

Выбираем иллюстрации.  Большим подспорьем к восприятию художественного произведения являются иллюстрации к книгам. Всем известно, что дети любят рассматривать картинки, а в дошкольном возрасте иллюстрации для ребенка значит куда больше, чем текст. Однако, сегодня далеко не каждую иллюстрацию можно назвать художественной. А задачей взрослого стоит привить ребенку вкус к художественному стилю, а не к диснеевским героям или фотошопным персонажам.

Учите детей подробно рассматривать рисунки, обращать их внимание

на тонкости, которые подскажут им что-то о настроении, переживании

героев книги. Иллюстрации должны раскрывать содержание, стимулировать

воображение у детей, формировать эмоции, воспитывать культуру. Так

средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, создавайте его

нравственное отношение к окружающему.

Детские книги оформляют много талантливых художников и многие из

них реализовали свой талант именно в иллюстрации, у каждого художника

свое видение мира, своя художественная манера, одно и то же произведение

раскрывается по-разному в творчестве каждого мастера.

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается непосредственно чтение.

 В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал собственное впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали родными.

Сегодня, процесс знакомства с литературой более легок для детей, подбираются книги, которые соответствуют возрастным особенностям,

В чтение для детей 4-7-летнего возраста вводится литература разных эпох,

начиная с XIX века.

Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно

далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений.

Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но лишать детей таких произведений нельзя. Не бойтесь, что, послушав эти произведения в детстве, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку

Произведения для чтения из литературы XIX века

- А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и

семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки)

«Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

- С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

- В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

- И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»

и др.

- В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик»,

«Привередница».

- П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

- Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула»,

«Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси

Рим спасли», «Три калача и одна Баранка».

- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле

выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

- Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю.

Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится

лично вам. 

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского,

А. Л. Барто, С. В.Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е.

Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е.Серовой, веселые,

юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д.

Берестова.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса («Врун», «Миллион»), Ю. Д

Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б.

Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»),

Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др. 

Сегодня, стихотворения поэтов XX века и современников можно найти

достаточно легко как в сборниках, так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор

понравится, можно найти: книгу его стихотворений. 

Прозы XX века для дошкольников огромное количество. Вот только

некоторые из них:

- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

- Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное

слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить

учила», «Буква –Ты».

- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные»,

«Смешные истории»,

«Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши

и мороженое», «Великие путешественники».

- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб»,

рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы»,

«Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят

морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта

девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают

хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения

моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной

тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик.

Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

- В. А. Осеева рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?»,

«Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с

куклой» и др.

В литературных произведениях XX века проблемы нравственного

воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные

жанры, чтобы показать свое отношение к происходящему -

рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось

единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

- Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка»,

«Как Маша стала большой» и др.

- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о

животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память»,

«Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказка о трамвае». 

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

- В. В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой

разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др.

- Н. Н. Носов: «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа»,

«Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в

гостях у Барбоса». 

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью

пользуются, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить

много замечательных авторов.

- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос

лучше», «Первая охота»,«Лесные домишки», «Теремок».

- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл

рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня

самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко

многим природоведческим книгам, в том числе и к своим.

- Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь»,

«Судили-рядили».

- Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

- С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился

хвостом вперед плавать».

- Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие

нитки».

- Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной,

О.Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий. 

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке как познавательной, так и художественной. Многие из этих произведений вам знакомы, благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила  воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

- А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

- А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

- Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы Яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

- Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История

гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

- В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

- Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который

кусался».

- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья»,

«Дядя Федор, пес и кот».

- М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож

гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик,

который никого не боялся», «Шишки».

- С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы»,

«Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

- С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в

тумане».

- Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

 

Уважаемые родители, познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? Ваши усилия не пропадут даром— вашему ребенку обязательно что-то понравится.

                         Читайте с удовольствием!

Просмотров: 146 | Добавил: Юлия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  •  

    Вперед К Победе
    Поддержим
    Герои спецоперации
















    открытый регион